Берёзовский музей
Контакты
Афиша
Саранпауль
Сосьва
Антикоррупция
Музей детям
Поиск
Главная » 2022 » Май » 26 » «Лебедем белым скользя по волне, плавно навстречу идёт пароход… »
07:26
«Лебедем белым скользя по волне, плавно навстречу идёт пароход… »

Вот и снова в наших краях закипела жизнь! Вновь открыто речное сообщение по рекам Обь, Северная Сосьва, Ляпин. 

Время идёт вперед, совершенствуется техника, создаются новые корабли, суда,  в прошлое уходят старые технологии. Таким прошлым стали пароходы, которые курсировали по нашим рекам ещё 60 лет тому назад. 

Из истории пароходства известно, что 19 мая 1844 года первый сибирский пароход «Основа» прибыл из Тюмени в Тобольск, именно эта дата считается началом сибирского пароходства. 

Напомним, что пароход – самоходное судно, на котором в качестве главной энергетической установки служит паровая машина. Появление парохода было обусловлено изобретением паровой машины и судового движителя непрерывного действия – гребного колеса. 

В архивном отделе администрации Березовского района хранится Протокол № 18 от 15 июля 1938 года заседания президиума Березовского Районного Исполнительного Комитета Рабоче-Крестьянских и Красноармейских Депутатов Остяко-Вогульского национального округа, на котором постановили, что необходимо построить подъездной путь к пристани в с. Березово, а так же просить Облисполком выделить в навигацию 1939 года мелководный пароход для транспортировки пассажиров и грузов по реке Сосьве. Этим пароходом скорее всего стал «Петр Шлеев». 

 


Пароход «Петр Шлеев» на пристани Сосьвинской культбазы. Фонды Березовского музея


 

Старшее поколение Березовского района хорошо помнит пароход, а затем и теплоход «Петр Шлеев», который ходил по Северной Сосьве и Ляпину. Незадолго до Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.  его, возившего почту и пассажиров, направили в Березовский район. В сентябре 1960 года, ввиду ветхости, сняли с рейсов и заменили теплоходом типа «ВТТ», которому через два года по ходатайству местного населения было возвращено имя Петра Шлеева. В фондах музея хранится фотодокументальный альбом «Теплоход Петр Шлеев», составленный Евфалией Павловной Добровольской, где подробно рассказана история парохода/теплохода. 

 


Пароход «Петр Шлеев», 1953 г. Фонды Березовского музея


 

Своими воспоминаниями детства поделился Вячеслав Прокопьевич Новьюхов, который всю трудовую жизнь посвятил речному флоту: «Старый, заброшенный метчик (небольшой катеришка в 10 лошадиных сил), стоявший возле колхозных складов в селе Теги, любимое место детских игр. Устав играть, мы сидели на нем и смотрели за поворот реки, ожидая, когда выйдет оттуда, как в песне: «Пароход белый, беленький, черный дым над трубой…». В то время пароходов ходило по нашей реке много: «Жан Жорес» – пассажирский; «Роза Люксембург» –  плавучий зоопарк; «Аркадий Гайдар» – Тобольский драмтеатр; «Красная Москва» – путейский. Позднее пошли теплоходы: «Казахстан», «Родина», «Мусоргский», «Чернышевский», «Тобол», «Космонавт Гагарин». Иногда наши ожидания оправдывались. Чаще всего проходили пяти бочечные танкеры, они до сих пор находятся в эксплуатации. Как мне помнится, пароходы с наших рек были сняты где-то в начале 70-х годов ХХ века».  

«Жан Жорес» – один из больших пароходов, который курсировал по маршруту Тюмень – Салехард, с заходом в Березово. Грузопассажирский пароход построен в 1912 году, обслуживал маршруты Томск – Бийск, Барнаул – Бийск, Томск – Тюмень. С 1956 г. пропиской парохода стал город Тюмень, а маршрут Тюмень – Салехард – Тюмень. Пассажировместимость – 275 человек. За сезон совершал до 20 рейсов. В 1962–1963 годы ходил по маршруту Омск - Салехард. В 1964 г. пароход был передан тресту «Татнефтепроводстрой». После списания использовался в качестве общежития для буровиков в г. Урае, после пожара догнивал на кладбище на Мысу в 70-е годы ХХ в.  

 


Пароход «Жан Жорес», 10 июля 1956 г. Из семейного архива Полуяновой З. А.


 

В феврале 2022 года жительница села Теги Березовского района Дарья Георгиевна Гындышева подарила в фонды Березовского музея фотографию, где запечатлён пароход «Храбрый». К сожалению, информации об этом пароходе практически нет. Известно, что класс парохода: грузопассажирский. Достраивался на Воткинском казенном заводе, филиал которого был в Тюмени. Спущен на воду в мае 1910 года. Пароход был заказан Кругляшовым, Ядрышниковым (хозяин первой в Сибири суконной фабрики) и Андреевым как «Храбрый», 26 июня 1910 года сдан заказчику, но из-за неуплаты вернулся в собственность завода. Сначала пароход сдавался в аренду, а в апреле 1913 года перешел в собственность Торгового дома «М. Г. Плотников и сыновья» (Тюмень). В 1920 году национализирован и сдан в Западно-Сибирское ОУВТ. С 1921 года пароходу вернули название «Храбрый», известно, что пароход был списан в 1947 году. В электронных статьях встречается информация, что пароход курсировал в Кондинском районе. Интересно, а бывал ли этот пароход в наших краях? 

 


Пароход «Храбрый». Фонды Березовского музея


 

Паровое судоходство по рекам Березовского района не осуществляется более 50 лет, теперь это история, которая сохраняется в документах, фотографиях, воспоминаниях. В наши дни открытие навигации – по-прежнему событие долгожданное, а в былые времена это был праздник – люди выходили всем селом или деревней встречать первый в сезоне пароход и также провожали последний перед закрытием навигации.  

 


Семья Кожевиных провожает в армию Кожевина Алексея Федоровича. 

Пристань  р. п. Березово, 10 июля 1956 г.  Из семейного архива Полуяновой З. А.


 

Источники: 

  1. https://tumentoday.ru/2014/05/23/рождение-сибирского-пароходства/ 

  1. Архивный отдел Администрации Березовского района Ф.13. Оп.1. Ед.хр.7. Лист 157. 

  1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/837/пароход 

  1. https://fleetphoto.ru/vessel/112136/ 

  1. https://fleetphoto.ru/photo/342619/ 

  1. https://fleetphoto.ru/vessel/88348 

 

Просмотров: 356 | Добавил: Музей | Теги: березовский музей 86, пароход | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
cathyqh60
Новости