О музее
Афиша
Музей детям
Контакты
Поиск
Главная » 2019 » Февраль » 20 » «Одежда народов Севера Крайнего, края бескрайнего»…
07:55
«Одежда народов Севера Крайнего, края бескрайнего»…

Раннее февральское утро 14 числа началось для школьников Игримской средней общеобразовательной школы № 2 с удивительного путешествия в мир культуры народов, проживающих на территории Березовского края 19-го - начала 20 веков. В частности, учащиеся п. Игрим, узнали об истории одежды народов Севера Крайнего, края бескрайнего. Научный сотрудник МАУ «Березовский районный краеведческий музей» рассказала об отличительных особенностях одежды народов нашего региона.

Встречают по одежке... Подтверждения этой истины мы видим на каждом шагу. Ведь костюм, как ничто другое, может многое поведать о своём владельце: уровне дохода, вкусе и привычках; даже об образовании и широте кругозора... В прошлые века одежда являлась важным элементом быта, она указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение. Многие современники отмечали большую состоятельность сибиряков, что проявлялось и в одежде: «Сибирь — край сытый, тепло обутый и одетый, удобно обустроенный». В середине 19 в. писалось: «Ныне у всякого достаточного водится: на ногах привозные сапоги, суконный халат и на женщинах шёлковое платье». Особенностью Сибири было большое распространение покупных тканей, в том числе заграничных из Китая, Средней Азии, откуда шёл большой ассортимент хлопчатобумажных и шёлковых тканей. Большим спросом пользовались ситец, сатин. Среди зажиточных слоёв населения широко использовали более дорогие шёлковые и полушёлковые ткани — атлас, парча.

Среди русского населения в середине 19 в. формируется свой стиль, наиболее определённо проявившийся в женской одежде для мещанского и купеческого сословия. Это юбка с кофтой, платье с лифом, шубки и как непременный атрибут — платки и шали. Также использовалась традиционная крестьянская одежда — рубахи, сарафаны, головные уборы.

Традиционная культура народов севера складывалась на протяжении веков и была максимально приспособлена к суровым природным условиям. Охота, рыбалка и оленеводство всегда были основой жизни северных народов ханты. Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для её изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зелёный, жёлтый, синий цвета. Каждый цвет имеет свое обозначение: белый - цвет снега, красный - цвет жизни, жёлтый - знак огня, зелёный - тайга, синий - цвет рек, воды, неба. У народа ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т. п. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зелёный, жёлтый и подбирают по принципу контрастности.

Особой частью женского наряда коми-зырян являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины. Молодые девушки носили обручи, парчовые ленты. Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором. В старости начинали покрывать головы простыми платками. Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана. Рубаха обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани. Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла более грубая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В противовес белой и серой ткани рубах, этот предмет гардероба старались шить из яркой ткани. Даже повседневный наряд женщины коми должен был подчёркивать красоту и умения хозяйки.

В экскурсии было дано подробное описание женской, мужской, а также летней, зимней и детской одежды русского народа, ханты, манси, коми-зырян, казаков. На выставке были представлены национальные наряды, украшения, обувь, головные уборы, привезённые с фондов Березовского музея. Рассказ сопровождался показом презентации и загадками, ответы на которые являлись ключевым переходом к определённой культуре народов севера, о котором в продолжение темы должна была пойти речь. Например: «Хрустальные хребты по дну Оби ходят»…. Какому народу принадлежит данная загадка и о ком в ней говориться?

В течение всего дня, ученики школы № 2 п. Игрим имели возможность познать быт, культуру и историю одежды сибирских жителей. Всего количество посетителей составило 359 человек, в том числе 341 школьник. Данная выездная выставка продолжит свою работу в детских учреждениях п. Берёзово!

Просмотров: 61 | Добавил: Музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новости