О музее
Афиша
Музей детям
Контакты
Поиск
Главная » 2020 » Сентябрь » 11 » ШКОЛЫ МИРА
09:43
ШКОЛЫ МИРА

Когда возникли школы? Какими были учителя 100 лет назад? 1000 лет назад? Известно, что первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации. А поскольку древнейшая цивилизация (из тех, что нам известны) – египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь. В Египте учиться в школе могли только благородные юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников. Школьной формы не было. Вместо тетрадей использовали папирус. Все школы были при храмах, а учителями были жрецы.

От Египта перейдем к древнему востоку - так называемому Междуречью (рек Тигра и Евфрата). Почти в каждом городе Междуречья были школы при храмах, к III тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась, прежде всего, для подготовки писцов.

В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых писали заостренной палочкой (стилем). Специальной школьной формы не было, но дети одевались примерно как будущие писцы и обязательно носили с собой пару табличек и палочку для письма.

Из Египта и Междуречья цивилизация, а с ней и школа перекочевали в Грецию. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей.  

Первая известная школа в древней Греции была создана философом и ученым Пифагором и названа в его же честь – Пифагорейская. В школе формой одежды был короткий хитон, легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды — это кусок плотной ткани, который  набрасывали на плечи и скрепляли на плече или груди.

В Риме государственная школа, открытая для всех желающих, появилась во второй половине I века н.э. Дети изучали девять основных школьных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. В V в. н. э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура. Учились мальчики и девочки приблизительно с семилетнего возраста.

В Древней Индии образование могли получить только представители одного из трех высших сословий. Мальчики высшего сословия брахманов начинали обучение в 7–8 лет, из сословия кшатриев — в 12-13, и мальчики из сословия вайшьев — в 16. Их посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаяны, но обучение чтению и счету начиналось раньше.

Первые школы в Древнем Китае появились в 16-11 вв. до н.э. В основе обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. Наибольшее влияние на развитие образования в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н.э.), его подход к обучению заключался в согласии между учеником и учителем, легкости обучения, побуждению к самостоятельным размышлениям. Обучение мальчиков начиналось в 6—7-лет в начальной школе за умеренную плату, девочки в школах не учились. Богатые люди нанимали сыну учителя, или отдавали его в частную школу. Начальное обучение длилось 7—8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая.

Что касается Европы, с упадком античной культуры произошел и упадок образования. Не зря эти времена прозвали “темными веками”. Тем не менее, в раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. Существовало два типа учебных заведений: соборные и монастырские школы. Соборные школы обучали церковнослужителей, а также готовили к светской деятельности. В программу соборных школ входили чтение, письмо, грамматика, счет, церковное пение. Жестокое наказание детей считалось естественным и богоугодным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали. Школьная форма была обычной монастырской одеждой. Позже появились школы ремесленников.

Но когда же появились школы на руси? В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школы на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко, открывший школу в 988 г. Для того чтобы народ быстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Затем школы стали открывать при каждой вновь построенной церкви или монастыре. В период расцвета Киевской Руси (XI век) была широкая сеть монастырских школ и школ начальной грамоты. Детей учили счету, письму и хоровому пению. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них готовили к государственной службе. Было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей. Высшая феодальная знать учила детей на дому: знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления.

Отдельно хочется рассказать о том, когда появились школы в Березово. В 1818 г. в городе Березове открывается первое учебное заведениеуездное казенное мужское училище с первым и подготовительными классами. Первый законоучитель - Вергунов Иван Иванович.

«Дом, в котором находится уездное училище, деревянное строение, пожертвованный от общества, состоит из пяти жилых комнат <…> расположен в Воскресенском приходе… училище состоит из трех отделений, науки преподаются положенные в приходских и уездных училищах».

(из Ведомости о состоянии Березовского уездного училища за 1-ю половину академического 1821-1822 года).

В 1838 году здание становится ветхим и непригодным, штатный смотритель того времени Николай Кадайлов обращается к Тобольскому Губернскому начальству с письменной просьбой о приобретении нового здания и 30 марта 1840 года состоялась покупка нового училищного здания – купеческого дома Николая Струнина.

До 1842 года учеников было не больше 60, но к 1849 году уже 108 человек. Местные ханты и манси не отдавали своих детей в училище, но с 1844 по 1849 гг. проходили обучение из манси двое, а из ханты 12 человек.

В 1902 г. уездное училище было преобразовано в трехклассное городское (где преподавались к тому же естествознание и физика), 1905-1906 гг. оно было переведено в новое здание, напротив (в освободившемся здании обосновалось Березовское 2-е смешанное приходское училище), а в 1916 г. городское училище стало высшим начальным училищем (заведующим назначен Столяров П.А.).

В 1899 г. – Ларионов Фёдор Филиппович – инспектор и учитель русского языка, организует первую библиотеку, получившую имя А.С. Пушкина. Он же и становится первым библиотекарем на общественных началах.

В Березове действует также женское приходское училище (было основано в 1861г., специальное здание построено в 1892 г. на берегу) и церковно-приходская школа совместного обучения при Воскресенском соборе (после того, как было построено здание каменной школы на улице Ленина, учащиеся были переведены туда). Последний есаул Берёзовской пешей казачьей команды Александр Михайлович Буторин и жена его Анна Кузьмовна завещали капитал в 50 000 рублей на строительство церкви. На пожертвованные Буториными средства построили каменное здание – церковь-школу для девочек, а на оставшиеся  образовали фонд на содержание при школе общежития  (пансиона) для учениц, приехавших из уезда. Предположительно, дата начала строительства - 1895 год. Строительство школы было закончено приблизительно в 1904 году. Девочки, обучавшиеся здесь, готовились в будущем стать сельскими учителями. Помимо основных образовательных предметов, главным из которых был закон Божий, воспитанниц учили шить, вязать, петь в хоре, танцевать, прививали им хорошие манеры.

После событий 17-го года школу закрыли за неимением средств на её содержание, в частности, ввиду затруднения с отоплением большого по тем временам здания. Оно пустовало до начала 20-х годов, а затем в нижнем этаже разместился Берёзовский уездный исполком. В 1920 году здесь проходило собрание молодёжи Берёзова, на котором была образована 1-я в уезде комсомольская ячейка. С  1923 года здание занимал Народный дом – клуб, где начала работать стационарная киноустановка и любительский театр, организовывались концерты и лекции. В 1930-х гг. здесь была открыта школа колхозно-промысловой молодежи, реорганизованная в 1934 г. в неполную среднюю школу (директор Милютин Г.Д., затем – Пономарев А.А.), в 1937 г. -  в среднюю (директор – Некрасов Б.В.), а затем в восьмилетнюю школу.

В 1992 г. школа получила статус «Березовская школа 1-й ступени». В 1997 году Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа   здание школы объявлено памятником истории и культуры окружного значения.

В середине 60-х гг. было построено двухэтажное деревянное здание средней школы. Снесено оно было в конце 80-х гг.

Новое кирпичное здание средней школы, рассчитанное на 784 учащихся, было сдано в эксплуатацию в 1986 г. Оно функционирует до сих пор: здесь обучаются дети с 5 по 11 классы.

На сегодняшний день в Березово действуют: начальная школа, средняя общеобразовательная школа и коррекционная школа.

На этом история школы не заканчивается, много еще интересного можно сказать о школах в разное время, о школьной форме, об учителях, вы сами можете найти информацию об этом в книгах или сети интернет. Мы видим, что во все века школы и учителя выполняли самую важную задачу – помогали детям становиться развитыми, образованными, просвещенными гражданами. В Березово школы и другие учебные заведения существуют с 1818 года – вот уже более 200 лет люди получают образование в родном посёлке. Много учителей было за эти годы, менялись здания, названия учебных заведений, но неизменным оставалось одно – стремление учителя передать знания нам с вами, чтобы мы в свою очередь передали их своим детям, а они своим. 

 

 

Материал подготовила:

Анастасия Самойлик, экскурсовод

Фотографии школ Березово - Фонды МАУ БРКМ

Просмотров: 97 | Добавил: Музей | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новости